Важно как можно раньше начать «психологическую работу» со старшим ребенком - желательно, еще на этапе беременности (или даже планирования). Тогда появление «новенького» станет для вашего первенца приятным и долгожданным событием. Или, по крайней мере, не вызовет негатива.
Итак, еще на стадии планирования беременности нужно настраивать старшего на то, что однажды у него появится брат или сестра. Расскажите о том, что много детей в семье – это естественно, покажите малышу реальные семьи, где уже есть несколько детей. При этом ни в коем случае не надо спрашивать ребенка, хочет ли он братика или сестричку. Ведь, вопреки вашим ожиданиям, он может категорически ответить «нет», и тогда вам будет очень тяжело его перенастроить.
Лучше преподнести это восторженно, описав преимущества жизни с еще одним малышом. При этом, выбирая доводы, важно ориентироваться на возраст ребенка.
Расскажите о том, что много детей в семье – это естественно, покажите малышу реальные семьи, где уже есть несколько детей.
Самая маленькая возможная разница между детьми - это 1 год, когда мама из одной беременности плавно перетекает в другую. В этом случае вам придется достаточно тяжело, ведь в год ребенку требуется все ваше внимание, он еще очень мало умеет делать самостоятельно. Зато у такой небольшой разницы в возрасте есть свои преимущества: старший ребенок воспринимает появление малыша естественно. Мыслит он примерно так: «Ну, хорошо, сначала появился я, теперь следующий, потом, наверно, будет еще один…» Кроме того, старший ребенок не помнит себя отдельно от младших, а потому у него не возникает комплекс «свергнутого принца».
Однако большое заблуждение, что маленькому ребенку ничего не нужно объяснить.
Очень даже нужно – и в 1 год, и в 1, 5 года он прекрасно понимает, что у мамы в животике живет малыш. Дайте ребенку послушать, потрогать живот, расскажите о том, что малыш в животике растет и что он не может появиться сразу. Лучше строить свои объяснения на сходстве детей. Например, можете сказать: «Ты тоже рос в животике», «Ты так же брыкался, как твой братик (или сестричка)»…
Учитывайте и то, что во время беременности вам будет тяжело поднимать вашего первенца. Так что самое время научить его некоторой самостоятельности. Покажите, например, как с помощью специальной подставки можно самому забраться в кроватку. Первое время малышу понадобится ваша поддержка, зато к моменту рождения второго ребенка вам больше не придется все время брать первенца на руки.
Ближе к 2 годам чувство собственности на маму более выражено, и вот здесь очень важно правильно себя поставить. Например, можете сказать ребенку, что теперь он сможет играть с мамой в еще одну интересную игру – маминого помощника: вместе с мамой качать коляску, носить бутылочки и т.д. Не затрагивайте вопросов, которые могут не появиться вообще!!! Например, не надо говорить: «Не беспокойся, мы будем любить тебя так же сильно, как и малыша» или «У нас все равно будет для тебя много времени». Подобные высказывания лишь натолкнут вашего ребенка на тревожные мысли, что «новенький» станет для него конкурентом.
Кроме того, не нужно муссировать тему старшинства.
В 2-3 года ребенок еще не готов стать покровителем и учителем, и такая перспектива вряд ли его вдохновит. Наоборот, старайтесь подчеркивать, что теперь у вас будут два малыша. И хотя один, конечно, старше, он, тем не менее, все равно малыш. Иначе довольно быстро у ребенка может появиться ревность или зависть.
Также важно «плодотворно» использовать 9 месяцев беременности, чтобы научить старшего самому себя «обслуживать»: самостоятельно кушать ложкой и безошибочно попадать в горшок. Так вам будет легче проводить время одновременно с двумя детьми, не разрываясь на неотложные потребности каждого.
В 4-6 лет могут возникнуть совсем другие трудности, потому что в этом возрасте начинается период самоутверждения. Часто ребенок чувствует себя «хозяином семьи». И появление «еще одного» может восприниматься как вторжение. Вам придется запастись великим терпением: методично показывать абсолютно все положительные моменты, которые с этим связаны, и немного сглаживать отрицательные. Можно сделать акцент на том, что теперь он будет СТАРШИМ ребенком, и это повысит его авторитет в глазах окружающих. Или рассказать о том, как интересно ухаживать за маленьким.
Но не стоит обещать ребенку, что он сразу получит товарища для игр. Иначе, когда малыш увидит новорожденного, у него возникнет разочарование: как можно кататься на машинках с таким маленьким плачущим комочком? Объясните, что младенец сначала будет совершенно беспомощным, и с ним надо обращаться очень бережно. Но ни в коем случае не изолируйте старшего, ведь даже самый дружелюбно настроенный ребенок может быстро перегореть.
Очень хороший прием – рассказывать ребенку сказки, где фигурируют старшие и младшие дети.
Сюжет, в принципе, не важен – главное подчеркнуть, что оба ребенка одинаково любимы. Благодаря сказкам вы сможете смоделировать желаемую модель поведения ребенка. Также для этой цели хорошо подойдет кукольный театр, в котором вы сможете вместе с ребенком поставить спектакль о большой семье.
В школьном возрасте детям уже не нужно объяснять, что такое младенец. Да и завышенных ожиданий насчет совместных игр у них нет. Зато в этом возрасте появляется одна сложная особенность – ревность к новому члену семьи становится осознанной. Дети уже отчетливо понимают, что из-за рождения малыша они могут лишиться определенных благ, в том числе и материальных. То есть все придется делить на двоих: комнату, например, или деньги. Могут даже возникать такие мысли, например: «Сейчас младенцу покупают подгузники, а ведь я на эти деньги мог бы сходить в кино….» Игнорировать такие мысли не стоит. Лучше сразу объясните старшему ребенку, что меленького завели, потому что на это есть деньги, что любить детей будут одинаково…
Нужно прививать любовь друг к другу: всегда объяснять, что братья или сестры – это самые близкие родственники после родителей, что они всю жизнь будут помогать, поддерживать друг друга. И начать говорить об этом нужно с самого раннего возраста. Тогда возникает чувство крови, чувство клана, и крепкая дружная семья.
Нужно прививать любовь друг к другу: всегда объяснять, что братья или сестры – это самые близкие родственники после родителей
Лучше заранее ввести первенцу нетрудные обязанности, которые в будущем помогут направить часть его энергии в положительное русло. Например, ребенок может убирать игрушки, сам доставать нужные вещи из шкафа. Важно вводить эти изменения в игровой форме, постепенно и заранее – чтобы не показывать связь между этими событиями и появлением малыша.
Вас может заинтересовать
Перейти в блог
Имена мальчиков
Аким - это решительный человек, который всегда стремится добиваться своих целей.
Читать
Имена девочек
Агафья - в переводе с греческого - «хорошая, мудрая».
Читать
6 важных дел перед родами
На выписку маме лучше приготовить вещи, которые носили во время беременности (старые вещи могут быть малы). Малышу по погоде.
Читать