Малышу 3-6 месяцев

Малышу 3-6 месяцев

В период 3-6 месяца жизни малыш:

  • Активно двигает руками, начинает их выпрямлять, отводить в стороны и поднимать вверх. Ребенок исследует своё тело, учится складывать руки вместе и тянуть их в рот. К 4 месяцам малыш активно ощупывает предметы вокруг, такие как пеленка или одеяло, т.е. развивается механизм ощупывания. 

  • Начинает рассматривать свои руки. Этот процесс связан с переходом от тактильного восприятия (ощущения на ощупь) к зрительному восприятию. Ребенок учиться фокусировать взгляд на своих руках, поддерживая их в поле зрения. Эта реакция обычно появляется на 3 месяце жизни и сохраняется до 4-5 месяцев.

  • Осваивает произвольный захват предметов. На первых этапах он делает много лишних движений: активно машет руками и ногами, кисти и пальцы принимают полусогнутое положение, рот открывается. Сначала малыш захватывает предметы обеими руками, но со временем его движения становятся точнее, и он начинает использовать одну руку.

  • Начинает переворачиваться со спины на бок, а к 5-6 месяцам учится переворачиваться на живот. Ребенок хорошо держит голову и к 6 месяцам начинает сидеть с помощью взрослых, которые поддерживают его за бедра или за пальцы рук. Лежа на животе, малыш опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, и приподнимает верхнюю часть туловища. В положении на спине, при тяге за руки, ребенок сгибает голову, приподнимает плечи и тянется вперед, а в 6 месяцев из положения лежа на спине начинает подниматься, садясь при помощи потягивания за руки.

  • Пробует активно наблюдать за окружающим миром. Ребенок уже не только может длительно фиксировать взгляд на предмете, но и следить за его передвижением, а также переводить взгляд с одного предмета на другой. Малыш начинает осваивать бинокулярное зрение — уникальную способность видеть мир объемно, используя оба глаза для создания цельного изображения. Эта способность помогает воспринимать различные формы, размеры предметов и оценивать расстояние между ними, делая восприятие окружающего пространства более полным и многогранным. 

  • Совершенствует зрительно-моторную координацию. Этот процесс включает в себя улучшение способности глаз и рук работать совместно и согласованно. Ребенок учится быстро и точно захватывать видимую игрушку, независимо от того, с какой стороны она находится.

  • Развивает способность определять направление звука в пространстве, и к 6 месяцам ребенок уже хорошо понимает, откуда исходит звук. В это время также улучшаются зрительная и слуховая дифференцировка: ребенок отличает знакомых от незнакомых и хорошо дифференцирует некоторые интонации. Малыш начинает различать строгий и ласковый тон и по-разному на них реагировать. 

  • Начинает понимать более тонкие оттенки вкуса, например, может отличить слегка подслащённую воду от обычной. 

  • Более активно и продолжительно гулит, начинает лепетать, повторяя за собой различные звуки, которые издает. В процессе этого ребенок учится менять тон голоса, делая его то выше, то ниже. 

  • Начинает активно использовать движения и звуки при общении. Когда малыш видит взрослых, он сразу же улыбается, энергично двигается и начинает издавать звуки. Это говорит о быстром развитии его способности взаимодействовать с другими людьми.

  • Проявляет более разнообразные эмоциональные реакции. Например, улыбка становится избирательной: ребенок улыбается не просто на любой стимул, а на то, что ему действительно нравится. Также ребенок начинает общаться с помощью жестов, например, может поднять руку, чтобы его взяли на руки. 

  • Более длительно играет с игрушками, начинает отдавать предпочтение любимым из них.

Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе! Ежемесячные наблюдения помогают родителям убедиться в нормальном прогрессе развития и своевременно заметить какие-либо отклонения. 
Иногда ребенок может «не успевать» овладеть одним навыком, так как он, возможно, работает над другим. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу темпов развития вашего малыша, поговорите с его лечащим педиатром!

Некоторые советы родителям ребенка 3-6 месяцев жизни:

  • Быть родителем — это непрерывный процесс обучения, и сомнения в своих знаниях здесь вполне естественны. Если вы ощущаете неуверенность в правильности развития вашего ребенка и думаете о консультации с педиатром, не сомневайтесь обратиться за помощью. Своевременное посещение специалиста может помочь выявить и быстро разрешить возможные проблемы.

  • Не забывайте заботиться о себе — это очень важно. Уделяя внимание своему физическому и эмоциональному здоровью, вы не только помогаете себе, но и своему ребенку. Это поддерживает в вас желание быть внимательным и любящим родителем, а также помогает эффективнее справляться с моментами, когда малыш требует вашего внимания. Используйте время, когда ребенок спит, для личного отдыха или занятий, которые приносят вам радость. 

  • Никогда не трясите ребенка, так как это может быть опасно для его здоровья. Если вам кажется, что вы не справляетесь с эмоциями, попробуйте сделать перерыв: аккуратно положите малыша в кроватку или другое безопасное место, присядьте и глубоко подышите, чтобы немного успокоиться. Глубокое дыхание поможет вам собраться с силами. Не стесняйтесь обратиться за помощью к родным.

  • Не оставляйте малыша без присмотра, поддерживайте комфортную и безопасную среду.

  • Не надевайте ожерелье, цепочки, соску или игрушку на шею ребенка.

  • В этом возрасте вы уже примерно знаете распорядок дня вашего малыша. Если он удобен для вас и вашего ребенка, старайтесь его придерживаться. Знакомая рутина помогает малышу чувствовать себя в безопасности.

  • В возрасте от 4 до 6 месяцев ребенку начинают вводить прикормы. Если у вас есть вопросы, обсудите этот процесс с вашим педиатром, чтобы правильно подойти к новому этапу в питании ребенка.

  • Не перевозите ребенка в автомобиле без специального автомобильного сиденья, подходящего размера для вашего малыша. Внимательно прочтите инструкцию и убедитесь, что автокресло правильно установлено на заднем сиденье вашего автомобиля. Помните, что детские автокресла должны быть обращены назад, пока вашему ребенку не исполнится 2 года.

  • Никогда не оставляйте ребенка одного в автомобиле!

  • Отвечайте на плач вашего малыша, не боясь его избаловать. Реагируя на его потребности — будь то смена мокрого подгузника или кормление, когда он голоден, — вы создаёте для него атмосферу комфорта и безопасности.

Несколько рекомендаций, которые могут способствовать развитию вашего ребенка:

  • Проводите время с вашим малышом: пойте песни, читайте книги, играйте с игрушками или займитесь веселыми играми, когда он лежит на животике. Забавные звуки также придутся ребенку по вкусу. Совместная игра поможет вам и вашему малышу лучше узнать друг друга. 

  • Улыбайтесь своему ребенку: это помогает его развитию и формированию привязанности к родным людям.

  • Устанавливайте зрительный контакт с ребенком, побуждая его следить за вашими глазами и поворачивать голову. Это способствует развитию мышц шеи. 

  • Говорите с ребенком и слушайте его ответы: это поможет малышу учиться языку и общению. Когда разговариваете, смотрите ему в глаза и используйте мимику, чтобы помочь ему понять связь между словами и чувствами.

  • Знакомьте ребенка с игрушками, подходящими для его возраста: удобными для захвата погремушками, мягкими книгами и предметами с различными текстурами для стимуляции тактильных ощущений, игрушками для ванны, мобилями и другими подвесными игрушками. Сначала предлагайте малышу одну или две простые игрушки, чтобы не перегружать его внимание. При выборе игрушек важно обращать внимание на их безопасность и качество материалов. Избегайте предметов с мелкими деталями, так как они могут быть опасны для ребенка.

  • Проконсультируйтесь с педиатром о том, какие упражнения можно включить в гимнастику для вашего малыша в этом возрасте.

Вас может заинтересовать

Перейти в блог
  1. Сертифицированная система менеджмента безопасности пищевых продуктов
  2. Зафиксировано в Регламенте (ЕС) 2016.127 от 25.09.2015