Малышу 1-3 месяца

Малышу 1-3 месяца

В период 1-3 месяца жизни малыш:

  • Начинает активнее двигаться. Он чаще разгибает руки, отводит их в стороны, поднимает до уровня груди или выше. К 3 месяцам жизни ребенок начинает удерживать вложенную в руку игрушку и тянуть ее к рту. Иногда ручка малыша может полностью расслабиться и лежать вдоль тела. 

  • Лёжа на животе, увереннее держит голову, покачивая ею. В начале этого периода его руки находятся под грудью. Однако к концу 3го месяца малыш начинает опираться на предплечья, согнутые в локтях, что позволяет ему приподнимать верхнюю часть туловища. К этому моменту он уже хорошо держит голову лежа на животе.

  • На спине может сгибать голову и тянуться вперед, особенно когда ощущает беспокойство перед кормлением. Легкое тянущее движение за кисти рук вызывает у малыша рефлексивную попытку согнуть голову и подтянуться на руках. Этот рефлекс, проявляющийся в положении на спине, является естественной реакцией ребенка.

  • Имеет более чёткую и продолжительную зрительную фиксацию. К 2 месяцам жизни ребенок уже умеет хорошо фокусировать взгляд на неподвижном предмете, а к 3 месяцам еще и следит за движением предмета в горизонтальной плоскости. Фиксация взора и слежение за движущимися объектами начинают появляться в различных положениях тела — лёжа на спине, на животе или в вертикальном положении. 

  • Учится воспринимать контуры, например, характерные для лица матери.

  • При виде яркой игрушки, замирает и фиксирует на ней взгляд, затем оживляется и поднимает руки. Иногда малыш может касаться игрушки и толкать её, хотя пока не научился её захватывать. Так начинает формироваться акт хватания и зрительно-моторная координация. 

  • Реагирует на звуки, обращая голову в сторону источника звука, вздрагивает при громком звуке.

  • Начинает демонстрировать положительные эмоциональные реакции: улыбку, начальный смех в ответ на общение с родителями и другими близкими людьми, т.е. проявляет первые знаки социального взаимодействия. 

  • Начинает гулить, имитировать звуки особенно в ответ на обращение взрослых. Это первые шаги к развитию речевых навыков.

  • Хорошо различает сладкое, горькое и нейтральное

Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе! Ежемесячные наблюдения помогают родителям убедиться в нормальном прогрессе развития и своевременно заметить какие-либо отклонения. 
Иногда ребенок может «не успевать» овладеть одним навыком, так как он, возможно, работает над другим. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу темпов развития вашего малыша, поговорите с его лечащим педиатром!

Некоторые советы родителям ребенка 1-3 месяцев жизни:

  • Никогда не трясите ребенка, так как это может быть опасно для его здоровья. Если вам кажется, что вы не справляетесь с эмоциями, попробуйте сделать перерыв: аккуратно положите малыша в кроватку или другое безопасное место, присядьте и глубоко подышите, чтобы немного успокоиться. Глубокое дыхание поможет вам собраться с силами. Также не стесняйтесь обратиться за помощью к родным.

  • Не оставляйте малыша без присмотра, поддерживайте комфортную и безопасную среду.

  • Не надевайте ожерелье, цепочки, соску или игрушку на шею ребенка.

  • Соблюдайте регулярный режим кормления и сна младенца. 

  • Поддерживайте голову ребенка, когда берете его на руки. Это необходимо делать до тех пор, пока мышцы шеи не окрепнут, что обычно происходит к 4-5 месяцам жизни.

  • Обратитесь к вашему педиатру для получения консультации относительно включения гимнастики и массажа в режим дня вашего малыша.

  • Помните, что каждый ребенок уникален: ваш малыш может достигать определенных этапов развития раньше или позже своих сверстников. Однако, не менее важно доверять своим родительским инстинктам. Если вы чувствуете, что нужно проконсультироваться с педиатром, сделайте это. Раннее обнаружение проблемы позволит быстро начать её коррекцию.

  • Не перевозите ребенка в автомобиле без специального автомобильного сиденья, подходящего размера для вашего малыша. Внимательно прочтите инструкцию и убедитесь, что автокресло правильно установлено на заднем сиденье вашего автомобиля. Помните, что детские автокресла должны быть обращены назад, пока вашему ребенку не исполнится 2 года.

  • Никогда не оставляйте ребенка одного в автомобиле!

  • Регулярно посещайте педиатра для оценки развития ребенка и своевременного выявления любых возможных задержек или проблем со здоровьем.

  • Помните, что младенцы могут довольно часто плакать, так как это естественный способ их общения. Обычно, плач грудного ребенка свидетельствует о его потребностях: он может быть голоден, уставшим или нуждаться во сне. Также малыш может плакать, если испытывает дискомфорт — например, из-за мокрого памперса, неудобной одежды или неподходящей температуры окружающей среды. Болевые ощущения, например, при коликах, также могут быть причиной беспокойства. Когда ваш ребенок начинает плакать, важно проверить вероятные причины. Если плач ребенка кажется вам тревожным знаком, обязательно проконсультируйтесь с вашим педиатром.

  • Отзывайтесь на слезы вашего малыша без страха избаловать его. Своевременное внимание укрепляет вашу связь, делая ребенка более уверенным и защищенным. Помните, что роль взрослого — сохранять спокойствие, даже если плач ребенка кажется изнурительным. С течением времени вы научитесь распознавать разные причины плача, что облегчит ваше взаимодействие с малышом. Чтобы успокоить ребенка, возьмите его на руки, нежно прижмите к себе, погладьте, укачайте или поговорите с ним, можно попробовать включить тихую, приятную музыку.

  • Не упускайте возможности позаботиться о себе. Используйте время, когда ребенок спит, чтобы заняться любимым делом или отдохнуть. Не стесняйтесь просить родных помочь вам с домашними делами или уходом за малышом.

Несколько рекомендаций, которые могут способствовать развитию вашего ребенка:

  • Берите своего ребенка на руки. Прямой контакт кожа к коже не только дает малышу ощущение безопасности и любви, но и способствует его здоровому развитию. 

  • Общайтесь с вашим ребенком, когда он не спит: разговаривайте, пойте песни и читайте книги вслух. Отвечайте на его звуки своим голосом. Нежный и добрый голос родителя успокаивает ребенка, а также закладывает основу для его речевого развития.

  • Когда ваш малыш смотрит на вас, устанавливайте с ним зрительный контакт. Это укрепляет вашу связь и помогает ребенку учиться распознавать эмоции и выражения лица, что важно для его когнитивного развития. Улыбайтесь и разговаривайте с ним в эти моменты. Такое взаимодействие дает малышу чувство любви и защищенности, а также учит его реагировать на социальные сигналы и взаимодействовать с окружающим миром. 

  • Начните знакомить ребенка с игрушками, подходящими для его возраста. Это могут быть удобные для захвата погремушки, мягкие книги и игрушки с различными текстурами для стимуляции тактильных ощущений, игрушки для ванны, мобили и подвесные игрушки. В начале предлагайте малышу одну или две простые игрушки, чтобы не перегрузить его внимание. При выборе игрушек важно обращать внимание на их безопасность и качество материалов. Избегайте игрушек с мелкими деталями, так как они могут быть опасны для ребенка.

Вас может заинтересовать

Перейти в блог
  1. Сертифицированная система менеджмента безопасности пищевых продуктов
  2. Зафиксировано в Регламенте (ЕС) 2016.127 от 25.09.2015