Второй год жизни ребёнка открывает новый этап — время стремительного роста и активного развития. Малыш с особым усердием овладевает двигательными, речевыми, когнитивными и социальными навыками, углубляя свои знания о мире и налаживая более осознанные взаимоотношения с окружающими. Иногда этот период может стать испытанием для родительского терпения и чувства юмора. Однако, несмотря на все трудности, он изобилует радостью и захватывающими приключениями, оставляя незабываемые воспоминания о первых шагах, словах и играх вашего малыша. Это время, когда каждый день способен принести что-то новое и веселое, поэтому цените каждый момент, наблюдая за тем, как ваш ребёнок открывает для себя мир.
Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе! Если у вас есть какие-либо опасения по поводу темпов развития вашего малыша, поговорите с его лечащим педиатром!
В возрасте 12-18 месяцев ребенок учится держать равновесие и начинает уверенно ходить, а к 22-24 месяцам уже пробует бегать. Малыш начинает залезать на невысокие предметы и слезать с них. Он осваивает подъем по лестнице приставным шагом держась рукой за взрослого или опору, к 18-24 месяцам ребенок становится более уверенным и начинает самостоятельно подниматься по лестнице.
Малыш осваивает игру с мячом и различными предметами: пинает мяч ногой и рукой, ловко хватает и бросает предметы, переворачивает страницы книги, строит невысокие башни из кубиков, осознанно нажимает на игрушки, чтобы услышать музыку, звуки или увидеть мигающие огоньки. Ребенок начинает понимать и правильно выполнять последовательность действий: сначала зачерпывает песок совочком, а затем накладывает его в ведерко. Развиваются навыки подражательной игры: малыш копирует поведение, жесты, действия или звуки, которые видит или слышит, стараясь воспроизвести их как можно точнее.
Ребенок начинает уверенно пить из чашки и использовать ложку при еде.
Происходит активное развитие речи: малыш постепенно расширяет словарный запас до 50-70 слов, среди которых преобладают существительные. В речи появляются первые простые фразы, состоящие из двух-трех слов. Ребенок учится понимать и реагировать на простые словесные просьбы, начинает различать имена и названия окружающих предметов. Понимание речи взрослых становится более отчетливым, что способствует лучшему взаимодействию с окружающими и развитию социальной адаптации.
Развитие эмпатии становится важной частью этого этапа взросления. Ближе к 18-24 месяцам ребенок начинает осознавать свои чувства и учится связывать их с конкретными словами. Например, он может сказать вам, что ему «грустно». Он также может проявлять привязанность, целуя вас или обнимая куклу, что свидетельствует о том, что малыш начинает понимать и выражать свои эмоции, что является важным шагом в формировании способности сопереживать другим.
К 18-24 месяцам жизни у малыша появляются новые, сильные эмоции, такие как гнев, разочарование, чувство вины, стыда, собственничества и волнения. Они могут быть для него непростыми, поскольку ребенок еще не умеет справляться с таким потоком переживаний. Не беспокойтесь о возможных слезах в таких ситуациях — слезы являются способом выразить то, что малыш пока не может передать словами. Это естественный этап взросления, когда ребенок учится управлять своими эмоциями.Развитие малыша в этот период жизни:
Обнимайте и целуйте своего ребенка, показывая ему свою любовь и заботу. Эти простые действия дают малышу ощущение безопасности и уверенности в том, что он важен и любим.
Обратите внимание на то, чтобы сделать ваш дом безопасным для растущего ребенка, который становится всё более подвижным и любознательным. Дети любят исследовать каждый уголок, поэтому важно создать такое пространство, где малыш может свободно передвигаться без риска для себя.
Никогда не трясите ребенка, так как это может быть опасно для его здоровья. Если вы не справляетесь с эмоциями, попробуйте сделать перерыв: аккуратно положите малыша в кроватку или другое безопасное место, присядьте и глубоко подышите, чтобы немного успокоиться. Глубокое дыхание поможет вам собраться с силами. Не стесняйтесь обратиться за помощью к родным.
Никогда, даже в самые трудные моменты, не поднимайте руку на ребенка и не оскорбляйте его. Такие действия могут причинить ему вред, даже если вы не намерены это сделать.
Не забывайте заботиться о себе! Когда вы здоровы и уравновешенны, у вас больше сил и энергии, чтобы уделять своему малышу столько внимания и любви, сколько ему нужно для роста и развития. Помните, что часть заботы о себе — это просьба о помощи, особенно если вы чувствуете стресс, беспокойство или гнев. Не стесняйтесь обращаться за помощью к тем, кто может поддержать вас и вашего малыша. Это могут быть ваш супруг, друзья, родственники, знакомые или лечащий врач.
Не перевозите ребенка в автомобиле без специального автомобильного сиденья, подходящего размера для вашего малыша. Внимательно прочтите инструкцию и убедитесь, что автокресло правильно установлено на заднем сиденье вашего автомобиля. Помните, что детские автокресла должны быть обращены назад, пока вашему ребенку не исполнится 2 года.
Никогда не оставляйте малыша одного в автомобиле!
Играйте с малышом, используя разные предметы, такие как кубики или куклы. Вовлекайте его в игры, где задействованы части тела, например, прятки («ку-ку»). Эти занятия помогают развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и воображение. Дополнительно используйте элементы ролевых игр, где вы вместе с малышом можете притворяться, что, например, пьете чай из игрушечной чашки. Ролевые игры помогают осваивать социальные навыки, развивать фантазию и учиться взаимодействовать с окружающим миром, подражая взрослым и моделируя различные ситуации. Комбинирование игр с предметами и ролевых игр делает процесс обучения интересным и многогранным, способствуя всестороннему развитию ребенка.
Регулярно общайтесь с ребенком, называя предметы, которыми вы пользуетесь или с которыми он взаимодействует, например, мебель, части тела или цвета. Это помогает малышу расширять словарный запас и лучше понимать окружающий мир. Читайте книги, пойте детские песенки и читайте стихи, активно вовлекая его в процесс взаимодействия с текстом и музыкой. Такие занятия не только развивают речь, но и способствуют формированию слухового восприятия, ритмики и памяти. Комплексное сочетание разговоров, чтения и пения обогащает языковую среду малыша, поддерживая эмоциональную связь и стимулируя интеллектуальное развитие.
Поощряйте навыки, такие как самостоятельное использование ложки и питье из чашки. Эти умения развивают мелкую моторику и уверенность ребенка. Не стоит беспокоиться о том, что вначале этот процесс связан с беспорядком. Важно помнить, что такие мелкие неудачи — это естественная часть обучения. Грязные столы и капли на полу — всего лишь временные спутники больших достижений. Поддерживая малыша в этом процессе, вы способствуете его развитию и укрепляете его уверенность в своих силах.
Стимулируйте ребенка к самостоятельному передвижению и исследованию окружающего мира, чтобы он развивал любознательность. При этом важно быть рядом и держать его под присмотром, чтобы обеспечить безопасность и создать ощущение защищенности, позволяя малышу спокойно познавать новое.
Поддерживайте стремление малыша играть с другими детьми, так как это способствует развитию социальных навыков, учит взаимодействию и сотрудничеству. Однако стоит понимать, что в раннем возрасте понятие «делиться» еще не является для ребенка осознанным, и ожидать от него полного понимания этой идеи пока рано. В этом возрасте дети лучше понимают, что такое «мое», и могут с трудом расставаться с тем, что считают своим. Поэтому, вместо того чтобы настаивать на том, чтобы ребенок делился, лучше показывать пример и мягко направлять его к совместной игре, позволяя учиться этому важному навыку в своем темпе.
Вас может заинтересовать
Перейти в блог
Имена мальчиков
Аким - это решительный человек, который всегда стремится добиваться своих целей.
Читать
Имена девочек
Агафья - в переводе с греческого - «хорошая, мудрая».
Читать
6 важных дел перед родами
На выписку маме лучше приготовить вещи, которые носили во время беременности (старые вещи могут быть малы). Малышу по погоде.
Читать