Малыш совершенствует умение ползать на четвереньках: его тело поддерживается в горизонтальной позиции, голова приподнята, а движения координированы таким образом, что рука и противоположная ей нога двигаются одновременно и согласованно. При ползании на животе ребенок активно стремится вперед, пытаясь дотянуться до предметов, которые привлекают его внимание.
Ребенок учится вставать на ноги, выполняя несколько последовательных движений. Сначала, лежа на спине, он переворачивается на живот, затем садится, опираясь на руку. После этого он хватается за опору, подтягивается и встает. Ребенок осваивает навык самостоятельного вставания благодаря активной работе рук. Иногда этот процесс происходит без этапа сидения. Вначале, когда ребенок только начинает учиться стоять, он держится за опору. Со временем он учится стоять самостоятельно, без какой-либо поддержки.
Малыш начинает ходить с поддержкой взрослого, который держит его за обе руки. Затем постепенно он начинает ходить самостоятельно, сначала широко расставляя ноги и держа верхнюю часть туловища, тазобедренные и коленные суставы полусогнутыми, что предохраняет его от падений. Примерно в год ребенок уже ходит самостоятельно, может приседать и вставать. От первых попыток ходьбы без поддержки до уверенной ходьбы проходит 1—2 месяца.
Ребенок уже может сознательно схватить и отпустить предмет, показать на него пальцем. Захват предметов становится более точным, и начинают преобладать движения одной, чаще правой, руки.
Малыш распознает пищу по внешнему виду, хорошо различает лица, начинает узнавать все больше объектов и геометрических форм. Он начинает реагировать на свое отражение в зеркале и обращает внимание на лицо говорящего.
Ребенок различает отдельные шумы, звуки и интонации, слушает музыку и слышит тикание часов.
Ребенок повторяет слоги, копируя интонацию, и воспроизводит мелодию знакомых фраз и приветствий. Он использует разные тона голоса, чтобы выражать свои потребности, эмоции, радость и недовольство. Малыш начинает говорить первые лепетные слова, такие как «ма-ма», «да-да», «ба-ба», и пытается этими словами называть знакомые предметы. К концу периода ребенок начинает использовать однословные предложения для общения и говорит около 5-6 лепетных слов.
Малыш начинает понимать обращенную к нему речь: поворачивается, когда его зовут по имени, отвечает действием на словесные просьбы, кивает головой в знак согласия или несогласия, и реагирует на запреты, останавливаясь при слове «нельзя». Также ребенок показывает части тела другого человека, а немного позже начинает показывать части своего тела. Ближе к году малыш по просьбе берет и подает знакомые предметы, например, мячик, и начинает выполнять другие простые команды, такие как «иди ко мне».
Ребенок учится играть в простые игры и взаимодействовать с предметами: играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекает внимание взрослых, смеется и закрывает лицо, играет со своим отражением в зеркале. Также он начинает подражать в играх, таких как «ладушки» и «сорока». Ребенку нравится играть со звучащими игрушками.
Малыш учится пить из чашки и есть ложкой. Интенсивно развивается способность к подражанию. Ребенок начинает помогать при одевании.
Ребенок начинает негативно реагировать на неприятные запахи и может выражать неприязнь к определенной пище.
Малыш может определить, где у него болит, и дотрагивается рукой до болевой точки.
Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе! Ежемесячные наблюдения помогают родителям убедиться в нормальном прогрессе развития и своевременно заметить какие-либо отклонения.Иногда ребенок может «не успевать» овладеть одним навыком, так как он, возможно, работает над другим. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу темпов развития вашего малыша, поговорите с его лечащим педиатром!
Каждый родитель вместе со своим ребенком проходит путь обучения и познания. На этом пути вполне естественно быть уверенным в одних навыках и сомневаться в других. Не стесняйтесь задавать вопросы и обращаться за помощью, когда это нужно. Ваше стремление становиться лучше помогает вам расти вместе с малышом, обеспечивая ему наилучшую заботу и поддержку.
Иногда ребенок не хочет что-то делать, так как, например, он может быть слишком уставшим или голодным. В таких случаях попробуйте отложить занятие на более подходящее время или сначала удовлетворите его потребности, дав ему отдохнуть или перекусить.
Никогда не трясите ребенка, так как это может быть опасно для его здоровья. Если вам кажется, что вы не справляетесь с эмоциями, попробуйте сделать перерыв: аккуратно положите малыша в кроватку или другое безопасное место, присядьте и глубоко подышите, чтобы немного успокоиться. Глубокое дыхание поможет вам собраться с силами. Не стесняйтесь обратиться за помощью к родным.
Не забывайте заботиться о себе. Ваше физическое, психологическое и эмоциональное здоровье важно как для вас, так и для вашего ребенка. Когда вы в хорошем состоянии, вы сможете уделять своему ребенку необходимое внимание и заботу, которые способствуют его росту и развитию. Используйте время, когда ребенок спит, для личного отдыха или занятий, которые приносят вам радость. Помните, что забота о себе включает обращение за помощью, особенно если вы испытываете стресс, беспокойство или гнев.
Не оставляйте малыша без присмотра и создайте для него безопасную среду. Все химические средства, опасные и горячие предметы, электроприборы и розетки должны быть вне досягаемости ребенка. Убедитесь, что потенциально опасные вещи надежно спрятаны или защищены, чтобы малыш не мог до них добраться. Внимание к этим деталям поможет предотвратить несчастные случаи и обеспечит ребенку безопасное пространство для игры и исследования.
Не перевозите ребенка в автомобиле без специального автомобильного сиденья, подходящего размера для вашего малыша. Внимательно прочтите инструкцию и убедитесь, что автокресло правильно установлено на заднем сиденье вашего автомобиля. Помните, что детские автокресла должны быть обращены назад, пока вашему ребенку не исполнится 2 года.
Никогда не оставляйте ребенка одного в автомобиле!
Общайтесь с ребенком как можно больше: помогайте ему узнавать значение слов, разговаривая с ним во время повседневных дел, таких как купание или смена подгузников. Малыш заинтересован в общении, поэтому чем больше вы разговариваете, тем лучше! Слушайте и реагируйте на его лепет и первые слова: это развивает языковые и коммуникативные навыки, а также помогает ребенку чувствовать себя услышанным, любимым и ценным. Важно отвечать на его звуки своим теплым и любящим голосом. Малышу нравится слушать, как ваш голос меняется, и наблюдать за вашим выражением лица, когда вы говорите.
Читайте вашему ребенку детские книги, рассказывайте истории, пойте песенки и декламируйте детские стихи. Таким образом вы стимулируете его речь и воображение.
Играйте с малышом в разные игры: «ку-ку», поиск игрушки, звоните в колокольчик, издавайте забавные звуки или имитируйте голоса животных. Предлагайте ему игрушки, которые развивают воображение и творчество, например, кубики. Ближе к году попробуйте рисовать детскими красками, но обязательно выбирайте безопасные материалы. Помните, что ребенок должен заниматься этим только под вашим присмотром. Будьте готовы к беспорядку, ведь это тоже часть веселья. Совместные игры помогают малышу чувствовать себя любимым и защищенным.
Проводите время с ребенком на свежем воздухе, играя и исследуя окружающий мир: это подарит ему множество новых впечатлений – столько всего можно увидеть, понюхать, услышать и потрогать. Не забывайте соблюдать меры безопасности на солнце, когда выходите на улицу.
Поощряйте движение: активность и исследование окружающего мира помогают развивать мышечную силу вашего ребенка. Проконсультируйтесь с педиатром о том, какие упражнения можно включить в гимнастику вашего ребенка в этом возрасте.
Многим детям в этом возрасте нравится еда, которую можно есть руками, что полезно для развития мелкой моторики. Убедитесь, что твердые кусочки пищи достаточно мелкие и мягкие, чтобы ребенок не подавился, и что он сидит во время еды – это обеспечит его безопасность.
Вас может заинтересовать
Перейти в блог
Имена мальчиков
Аким - это решительный человек, который всегда стремится добиваться своих целей.
Читать
Имена девочек
Агафья - в переводе с греческого - «хорошая, мудрая».
Читать
6 важных дел перед родами
На выписку маме лучше приготовить вещи, которые носили во время беременности (старые вещи могут быть малы). Малышу по погоде.
Читать